Продолжаю серию зарисовок про моего "деда" (отца моего мы в семье так называем любя) и его истории. На этот раз расскажу, как дед мой "село поднимал" и " к земле тянуло" его).
Дед у меня тот еще инициатор всяких инициатив. Я вот сколько себя помню, он всегда выдумывал для нашей семьи всякие движухи, из которых потом все вместе героически выбирались. Самое интересное, что в детстве появилось уже такое ощущение, что вот сейчас дед придет с работы и скажет: у меня для вас новость мы всей семьей летим на Луну). Такое случалось частенько. На луну так и не полетели, но это не сделало жизнь менее веселой.
Ну вот как то прихожу с тренировки, а дед и заявляет: поздравляю вас. мы всей семьей переезжаем жить в деревню. Матерился я тогда не так много, как сейчас, так что из слов осталось только "а зачем"?. На дворе был то ли 1995 то ли 1996 год (точнее не помню), мне еще пару лет оставалось в школе учиться. Надо ли говорить, что родившийся и выросший в каменных джунглгях, а на село гонявший только к бабушке на летние каникулы в перерывах между сменами в спортлагере, ни в какую деревню жить я не собирался. Но я в семье был самый младший, а потому голос мой весил очень немного. На самом то деле никто и не заставлял переезжать: квартира в Челябинске оставалась у нас, мои бабушка и дедушка оставались дить в городе. А потому и у меня перспектива была учиться себе спокойно дальше.
Учитывая, что на дворе середина 90-х, порыв деда был обусловлен небывалым на тот момент развитием фермерства. Им тогда давали кредиты, всячески помогали и стимулировали подъем села. Дед заявил, что он из рода донских казаков и его уже вообще к земле тянет. Потому пора село понимать. Спорить с ним бесполезно до сих пор, а тогда то и подавно было. Да и на работе его порыв поддержали: обещали всяческую поддержку и помощь. Надо ли говорить, что в считанные дни мать с отцом собрали вещи и отправились в деревню "село поднимать". Дед то по зову казацких кровей, ну а мама, как вторая половинка его - за ним.
В деревнях на тот момент работы уже не было и самым крутым там был председатель. Мужики пили, тащили, что еще осталось со скотного двора да с масстерских, бабы коров доили, огород обрабатывали. А фермерам тогда в долгосрочную аренду давали огромные (что то около 30Га) поля земли под возделывания для понятия того самого села. Банки выписывали кредиты и все шли навстречу новым "хозяевам" земли. Кредитов дед взял тогда не очень много (опасался же - а отдавать то мол как), но на покупку пары тракторов и первой партии семян хватило. Потом с автобазы, где дед до этого трудился, списали какой то автобус и "шеф" дедовский в порядке спонсорской помощи выменял круизный автолайнер на подержанный комбайн и торжественно вручил деду.
Что касается собственно стратегии: уж не знаю, на каком там совещании, но решено было все практически 30 Га дедовского поля засадить картофелем, на котором и предполагалось строить бизнес. Надо ли говорить, что все лето провели мы на том поле, пропалывая и окучивая картофель будущего собственного производства. жили в спартанских условиях: прямо на краю поля. в паре километров от деревни стоял строительный вагончик, который собственно и служил "домом". Прожили там все до холодов первых, а потом на гараж в Челябинске выменяли небольшой домик на окраине деревни. Пока жили в поле, из города часто приезжали гости, для них то это были вылазки на природу, ну а для нас - "цирк приехал". Все говорили, какой у меня дед героический, а я и не спорил. Дед все это время продолжал гордиться кровью донских казаков, которая в нем шумела, и даже иной раз на лошадь садился "под большой стакан". Мог даже метров сто проскакать по полю. Правда потом, как правило, не сходил со скакуна гордо, а скорее сваливался. Но ведь кров то казачья уж весьма разбавлена была.
Начиналось все, как всегда, романтично. Собственно также примерно резко, как начиналось, все и закончилось. Первый звоночек прозвенел в том же году, как только дед "к земле припал". Когда пришло время собирать урожай картофеля, сотрудники автобазы, по достигнутой заранее договоренностиЮ приехали в поле на "ленивую картошку". Расклад был такой - убираем все, а потом они берут себе на зиму столько, сколько унести смогут. Получилось немного иначе: люди приехали, со свежевспаханного поля собрали крупную картошку себе в мешки и уехали. Все остальное осталось лежать под открытым небом. Убирать все это пришлось нам своими силами. Пока убирали, овощи начали портиться. В итоге огромную чатсь урожая, просто засыпали в яму и сровняли с землей.
Потом были еще попытки что то из зерновых выращивать, но заканчивались примерно также. К тому времени и банки уже поостыли к фермерам и энтузиазма у окружающих заметно поубавилось. Дед с мамой тогда уже обросли кое каким подворьем и в основном жили именно тем самым натуральным хозяйством. А в деревне тогда все так жили, просто в силу накопленных материальных ценностей ну и собственно происхождения, мои оставались для деревенских городскими, у которых всегда на бутылку занять можно.
Хозяйство постепенно увеличивалось. а с ним и объем ежедневной работы. Нам то городским сейчас и тогда не понять этого. Но например выходных у тех же коров или свиней и кур просто не бывает. Их каждый божий день кормить надо, убирать за ними и прочие ежедневные процедуры проводить. И даже 1 января им не указ, для них это просто еще один день. Многим бы сегодняшним офисным трудягам надо такую практику проходить, чтоб потом не ныли, что работа у них тяжелая. Время шло и пролетело три года в таких вот попытках припасть к корням. Дальше стало понятно, что без какого то заработка жить дальше никак. Дед придумал ход конем и отправился в Челябинск на заработки. В мою логику такой изящный ход уместиться никак не мог, хотя вроде бы все и было вполне объяснимо. Мама потихоньку вела хозяйство в деревне, а дед в городе пытался что то зарабатывать.
Всякий раз приезжая к маме, я спрашивал - ты чего здесь сидишь то, поехали уже домой, ну понятно же, что история эта себя исчерпала. Долго ответа не было. И вот как то в один из таких моих визитов мама как то вроде в продолжение разговора овтетила: ну как же, вот ты отучишься и сюда ко мне приедешь... Мам, прости, но нет.
В считанные дни вся оставшаяся скотина пошла под нож, а мама, закрыв дом на клюшку, перебралась обратно в Челябинск. Где ее уже ждали все мы и инициатор этих замечательных четырех лет жизни - дед).
Вот так и закончилась история покорения села моим дедом. В ней так или иначе вся семья поучаствовала. Вот уже сколько лет прошло, а мы до сих пор когда вместе собираемся, вспоминаем то время и все время деда спрашиваем: дед, тебя больше никуда не тянет. кровь больше никакая не играет?).
http://grizzlynohead.livejournal.com/551663.html